Основные положения концепции новых образовательных центров
Основная задача, которую ставит современное общество перед российской системой образования, заключается в необходимости воспитания социально-активной и функционально-грамотной личности, способной к самостоятельному и ответственному формированию образовательной и жизненной траектории. Гражданин современной России должен уметь действовать в неопределенной ситуации, быть готовым к принятию ответственных и рационально обоснованных решений и, что особенно важно, уметь претворять их в жизнь. От системы образования требуется воспитание личности, способной нести ответственность за себя и свое ближайшее окружение, проявлять активную гражданскую позицию.
Наиболее эффективно эта социально-педагогическая задача может быть решена на этапе взросления молодого человека, в возрасте 14-18 лет, что соответствует старшей ступени общего образования. Уже в 70-80-х гг. ХХ века В.В. Давыдов отмечал, что для успешного взросления подростка необходимо развитие навыков, определяющих личную и социальную зрелость человека, таких как целеполагание, рефлексия собственной деятельности, самостоятельность в постановке и решении деятельностных задач. Созданная им технология развивающего обучения позволяет успешно формировать эти навыки в учебной работе. Видные российские ученые и практики В.А. Караковский, А.Н. Тубельский, И.П. Иванов разрабатывали инновационные подходы к решению этих задач во внеучебное время. Многолетний опыт инновационных образовательных учреждений, в том числе и в Пермском крае, показал, что для эффективной организации личностно и социально развивающего пространства необходимо качественное изменение организации всего образовательного процесса на старшей ступени школы. Требуется реформирование структуры и организационных форм образовательного процесса, согласование содержания и методов образования с задачами личностного взросления и социализации молодого поколения.
Однако в массовой педагогической практике социализация подростков продолжает осуществляться в технологическом режиме жесткой регламентации как учебного, так и воспитательного процесса. Самостоятельная учебная деятельность современных старшеклассников ограничивается выполнением домашнего задания, в то время как несанкционированная активность школьников (В.А. Петровский) не предусмотрена в организационной структуре образовательного процесса средней школы. Содержание, методы и формы организации образовательного процесса на старшей ступени массовой общеобразовательной школы являются естественным продолжением основной школы. Принципы и методы образования старшеклассников воспроизводят принципы и методы основной школы, главной социализирующей задачей которой является социальное и культурное нормирование учащихся. В качестве цели учебного процесса педагоги основной школы понимают получение учащимися знаний по учебным предметам, воспитательный процесс направлен на привитие детям основных социальных норм и представлений.
Из основной школы в старшую переносятся следующие ключевые особенности образовательного процесса:
- построение учебного процесса в рамках «знаниевой» парадигмы;
- ориентация педагогов на усредненные показатели работы ученического коллектива;
- установка на тотальную ответственность учителя за качество образования учащихся, «ведомая» позиция ученика, иждивенческое отношение последнего к получению собственного образования;
- преобладание внешней мотивации учащихся, выраженной в их стремлении к высоким отметкам независимо от усердия и реальных объективных результатов;
- естественная установка всех педагогов к ученикам как к детям, неспособным принимать самостоятельные решения, и, тем более, отвечать за их реализацию.
Но то, что педагогически целесообразно для основной школы, снижает педагогическую эффективность образования старшеклассников. В результате многие выпускники школ, обладающие хорошими предметными знаниями и сформированными нормами поведения, оказываются не готовы к реальной самостоятельной образовательной и профессиональной деятельности. У них нет навыков самостоятельного целеполагания собственной социальной (в том числе и образовательной) деятельности, проектного мышления, слабо развита рефлексия собственной активности и ее результатов. Многие выпускники средней школы не связывают результаты учебы со своей будущей социальной практикой, затрудняются в осознанном выборе своей образовательной и профессиональной траектории. Так, по данным исследования, проведенного в 2003-2004 году ЗУУНЦ, более 80 % студентов 3-х курсов пермских вузов не планировали работать по специальности, так как считали, что ошиблись в выборе образования и будущей профессии.
Таким образом, возникает противоречие: с точки зрения наличной системы среднего образования выпускники считаются успешными, если они обладают большой суммой предметных знаний, а с точки зрения современного общества эти же выпускники оказываются неподготовленными к решению реальных жизненных задач. Скачать весь текст концепции