Тьюторская деятельность в своей основной части является совместной с учащимся деятельностью по выстраиванию и реализации его образовательной траектории.
При этом ученик получает опыт постановки цели и интеграции для ее достижения различных результатов образования, а в итоге – осознает процесс управления своей образовательной деятельностью, осваивает наиболее существенные его компоненты, формирует компетентности, обеспечивающие ее успешную реализацию.
Дряхлова Елена Николаевна,
Пархоменко Надежда Степановна,
Манжулей Любовь Григорьевна,
Чепкасова Татьяна Алексеевна,
Гребенщикова Анастасия Сергеевна,
Пьянков Виктор Юрьевич,
Соснина Елена Михайловна,
Мельникова Ольга Васильевна,
Борисова Екатерина Александровна
Развитие тьюторского сопровождения МАНЖУЛЕЙ Л.Г
Однажды солдат, охранявший дорогу, остановил буддистского монаха. Выхватив меч, воин сурово спросил путника:
— Кто ты такой? Куда направляешься? И зачем ты идёшь туда?
Монах задумался на несколько секунд, а затем робко поинтересовался:
— Могу я задать тебе вопрос?
— Задавай, – хмурясь, разрешил солдат.
— Сколько платит тебе сегун в неделю?
— Две корзинки риса.
— Я буду платить тебе четыре корзины риса, если ты пообещаешь каждый день задавать мне эти вопросы.
Кто такой тьютор?
Мы начинаемся наивным "почему?".
Забавным "как это?" и "что это такое?".
А с юностью приходит "для чего я?"
И тут никак не разобраться самому.
Никитин Сергей
Школа для старшеклассников отличается от других образовательных учреждений города не только возрастными особенностями контингента, но и всеми вытекающими из этого последствиями. Профессиональная неопределенность или, наоборот, целеустремленность и прагматичность наших воспитанников; личностная замкнутость и, ей в противовес, излишняя активность, креативность учащихся; чрезмерная мягкость и всеуступчивость, и, напротив, агрессивность и извечный «конфликт отцов и детей».
Эти противоречия усугубляются тем, что такие разные, в большинстве своем, не знакомые друг с другом старшеклассники, городские и сельские, со своими привычками и стереотипами объединяются в единое саморазвивающееся сообщество, формированием и развитием которого необходимо ненавязчиво и грамотно управлять.
Ограничений при приеме в наш НОЦ не существует, поэтому контингент самый разнообразный с точки зрения развития интеллектуальных способностей. Этот широкий спектр уровня способностей нашего ученического контингента и определяет необходимость единственно возможной модели образовательного учреждения – школа личностной самореализации, выполняющей одновременно функции развития, адаптации; школы, способной удовлетворять культурно-образовательные потребности различных категорий учеников и их родителей.
Известно, что юность (15-18 лет) – возраст самоопределения. Кем быть? Каким быть? Где я больше всего нужен? Эти и многие вопросы встают перед старшими школьниками.
Мир профессий очень велик. Он включает в себя тысячи разных интереснейших специальностей. В юношеском возрасте каждый стоит перед выбором. Каждый пятый расскажет о своих заблуждениях, колебаниях в профессиональном самоопределении. Старшеклассника манят десятки профессий.
Каковы они? Разные виды труда требуют от человека разных и подчас противоречивых качеств. В одном случае это способность ладить с людьми, управлять и подчиняться, в другом – высокая культура движений, в третьем – острота наблюдений. Конечно, если тебе 15-17 лет, разобраться в таком разнообразии своих личностных качеств, способностей, нелегко.
Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении – задача не из простых и не из легких. И даже если старшеклассник выбрал свою будущую профессию, какие для ее получения и успеха в ней нужно пройти этапы? Какие выбрать предметы, элективные курсы, нужна ли и какая исследовательская деятельность, проект? Зачем и для чего мне это? А если определиться сложно?
В большинстве случаев старшекласснику нужен для обеспечения образовательного процесса наставник или тьютор, он помогает прояснять воспитаннику значение событий и ситуаций его жизни, оформить отношение к ним и наметить собственные шаги воспитанника на своём пути, а не исполнения чужих программ.
Тьютор - это педагог, который стремиться научить своего подопечного свободе и самостоятельности, осознавать свои цели и понимать свои возможности, находить недостающие ресурсы и использовать культуру, опыт предшествующих поколений, для того чтобы не изобретать велосипед, а действовать эффективно и успешно.
В жизни каждого человека было много педагогов, учителей. Имена некоторых из них давно и прочно забыты. Другие… Возможно, последний раз вы встречались с ним лет двадцать назад, но каждый раз, когда вам нужен он - учитель - вы вспоминаете ту Марию Николаевну или Оксану Сергеевну, которые не просто учили вас математике или истории, но были Учителем, именно так, с большой буквы. В чем отличие? Вы помните: вроде бы в очень разных и тонких вещах: когда-то вовремя взяла за руку и посмотрела в глаза, когда-то поставила "двойку", а когда-то, наоборот, не поставила, когда-то спросила о чем-то очень важном, а однажды промолчала. Рядом с Учителем вы становились взрослее, узнавали себя и открывали мир, понимали смысл жизни и строили планы на будущее. Ну, и еще учили математику…, или историю.
В российской школе всегда были Учителя. К сожалению, часто вопреки школьным порядкам, планам уроков, целям и задачам. Так же понятно почему - чтобы взять за руку надо время, а идет урок математики… Хороший учитель старался успеть и совмещал в себе сразу несколько лиц: учителя, который передает знания, умения и навыки; воспитателя, который старается привить своему подопечному нравственные ценности, и наставника, стремящегося понять самому и помочь понять взрослеющему человеку какой он, зачем он, зачем ему школа, что ему надо в жизни.
В разных культурах, в разные времена таких людей называли по-разному: Учитель, Наставник, Гуру, Попечитель, Духовник.
В средние века в Англии открылись старейшие британские учебные заведения: Оксфордский и Кембриджский университеты. Обучение в Оксфорде и Кембридже очень сильно отличалось от занятий в так называемых "немецких университетах", для которых были характерны система кафедр и учебных программ, закрепленных за каждой кафедрой. Английский университет не заботился о том, чтобы студенты слушали именно определенные курсы. Студенту самому предстояло решить, на лекции каких профессоров он будет ходить и какие курсы изучать. Университет предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. Человеком, который помогал найти свой путь, был тьютор. "Тьютор" в переводе с английского означает "наставник".
В современном мире все труднее хорошо учиться. Очень много знаний накопило человечество, тех знаний, которые должны освоить наши дети (по крайней мере - так думают родители и учителя). Выучить ВСЁ - просто невозможно. Надо выбирать, надо учиться не просто, как губка, впитывать все, чему тебя учат, а находить нужные именно тебе знания. Что интересно именно мне? Есть ли в культуре то, что мне интересно? И зачем мне школа? Тьютор это человек, который готов не только понять интерес ребенка, выслушать его рассказ "Я знаю об этом:…", но и помочь понять, что в опыте человечества, в российской культуре, в нашем городе и родной школе есть очень много ЗНАНИЙ о том, что ему интересно.
Если все это назвать в довольно строгих научных терминах, то называется это - тьюторское сопровождение индивидуального образовательного маршрута ученика. Это формирование образа себя как человека себя образующего, т.е. не растущего "как придется", "как трава под забором", а самостоятельно руководящего своим собственным развитием и становлением.
Тьюторство очень трудная, долгая и кропотливая работа, но она позволяет сохранить огонек в глазах ребенка, который учится, познает мир и узнает себя.
Манжулей Любовь Григорьевна,
руководитель проекта
«Тьюторское сопровождение старшеклассников
в НОЦ г. Чайковский»